Домой

Азиатское кино

????? ?????

Китайское кино

Фильмы с Чжан Цзы-И

Крадущийся тигр, затаившийся дракон/ Crouching Tiger, Hidden Dragon/ Wo hu cang long

 

Режиссер Энг Ли, 2000

В ролях: Чжан Цзы-И, Мишель Ео (Ян Цзыцюн) (Ю Шу Лин), Чэнь Чан (Черное Облако), Чжоу Жуньфа (Чоу Юнь Фат) (Ли Му Бай), Ченг Пей Пей

Об этом фильме слышали, наверное, все, так что расписывать его не буду :)

Скажу только, что молоденькая героиня фильма страшно напомнила мне сегодняшнюю культуру с ее нежеланием признавать авторитеты, с ее неумением видеть что-то кроме себя и в то же время не знанием чего же она хочет...

Если бы не слишком буддийский конец, с самоубийством героини - фильм бы мне понравился очень, а так - просто понравился :)

Герой/ Hero/ Ying xiong

Режиссер: Чжан Имоу, 2002 г.

В ролях: Чжан Цзы-И (Мун), Джет Ли (Безымянный), Мэгги Чун (Чжан Мань Ю) (Падающий снег), Тони Люн Чи Вай (Сломанный Меч), Донни Ен (Небо), Чэнь Даомин (Император Цинь)

Потрясающе красивый фильм, мало напоминающий то, что мы обычно при слове фильм представляем :) Мне он скорее напомнил каллиграфию, танец, мелодию, повторяющуюся несколько раз по разному... Сюжет фильма развивается вопреки законам кинематографии, так что смотреть фильм лучше не ожидая этого развития - просто наслаждаясь открывающейся сказочной красотой цвета, природы, боевых искусств... А сюжет потом сам проявится :)

 

Дом летающих кинжалов/ House of Flying Daggers/ Shi Mian Mai Fu

Режиссер Чжан Имоу, 2004

В ролях: Чжан Цзы-И, Энди Лау, Такеши Канеширо

Это красивый и печальный фильм, по стилю напоминающий "Крадущегося тигра", только без полетов. Действие происходит в Китае, в IX веке, когда правящая династия Тан приходит в упадок, а страну заполняют повстанцы, принадлежащие к Дому Летающих Кинжалов. Фильм рассказывает о молодом императорском воине Цзинь (Такеши Канеширо), которому дано задание завоевать доверие пробравшейся в город прекрасной слепой повстанки Мэй (Чжан Цзы-И) и через нее выйти на главу Дома. В молодых людях вспыхивает взаимная любовь, обреченная бороться с чувством долга и недоверием друг к другу...

Снимали "Дом летающих кинжалов" на Украине около Карпатских гор. Режиссер объясняет это тем, что у него на родине почти не осталось девственной природы, в отличии от Карпат. Китайцы привезли с собой несколько тонн семян китайских цветов и засеяли ими 4 поля, на которых шла съемка. Только бамбук на Украине не прижился, поэтому сцены в бамбуковой роще снимали уже в Китае.

 

NB: Один из существующих переводов Дома Летающих Кинжалов мало того, что поселяет в Древнем Китае"шефа полиции" в "штаб-квартире полиции" - мы и не такое переживали ;) - но он почти полностью искажает смысл фильма, не давая никакого представления об истинной роли многих персонажей и отношениях между ними. Особенно страдает образ начальника Цзиня - Ляо (Энди Лау), который в этом странном переводе предстает, как "неудачный дубликат Цзиня" - императорский воин, не устоявший перед чарами Мэй - тогда как на самом деле в фильме все гораздо сложнее и глубже...

Воины Зу/ Zu Warriors / The Legend of Zu/ Shu shan zheng zhuan

 

Гонконг, 2001 г.

Режиссер: Цуй Харк (Чой Хок)

В ролях: Чжан Цзы-И (Джой), Экин Чэн, Сесилия Чун (Энигма), У Цзин (Джеки У) (Ying), Луис Ку (Red)

Китайская фэнтази :)

Фильм красивый, в нем участвуют совершенно замечательные актеры, у них прекрасные костюмы, спецэфекты (по крайней мере на взгляд неспециалиста) тоже очень хороши, но - все это ради сюжета тянущего разве что на среднюю компьютерную игру о войне магических существ :(

 

Стало известно, что Чжан Цзы-И согласилась сниматься в третьей части корейской комедии Моя жена гангстер. Она уже появляется в конце второй части, правда, всего на пару минут..

Китайские исторические фильмы

Император и убийца/ Emperor and the Assassin/ Jing ke ci qin wang

Режиссер: Чэнь Кайгэ, 1999 г.

В ролях: Сюнь Чжоу (Слепая девочка), Гун Ли (Леди Zhao), Сунь Чжоу (Дан, Принц Ян), Чэнь Кайгэ (Лю Бувей)

Фильм, ответом на который является Герой, фильм о том же самом Императоре, объединителе Китая, только представленном по другому - еще более трагично. Этот фильм - тяжелое размышление о бремени власти, о пути воина, о храбрости и отступничестве, о любви и смерти...

Гималаи

Автор рецензии Deshima

 

Несмотря на то, что фильм, по моему мнению, нельзя в полной мере отнести к китайскому кино, исходя из некоторых политических причин, я все же позволила себе поместить рецензию в этот раздел.

Фильм рассказывает о жизни тибетской общины из Долпа. Веками тибетские караваны совершали переходы через Гималаи, что бы менять соль из Долпа на непальское зерно. Выживание народа полностью зависело от исхода этих путешествий. По словам Эрика Валли, он взялся за этот проект, поскольку культура небольших горных племен тает, словно снег под ярким солнцем. Фильм должен стать как бы наследием потомкам, и представить обычаи народа, оставшиеся неизменными за несколько веков существования.

Вероятно руководствуясь фразой из собственного фильма ("Когда перед тобой лежат два пути, выбери самый трудный"), режиссер не искал легких путей. Фильм снят за 79 дней, без участия профессиональных актеров, все участники фильма - жители Долпа.

Съемочной группе пришлось столкнуться с множеством трудностей, сопряженных с жесточайшими климатическими условиями и достаточно напряженными отношениями с представителями народа Долпа. На выходе получилась вполне профессиональная красочная историческая лента, о чем может свидетельствовать не только мое мнение, но и множество призов и номинаций, присужденных фильму.

Китайские сказочно-исторические фильмы

Воины неба и земли/ Warriors of Heaven and Earth/ Tian di ying xiong

Режиссер: Хэ Пин, 2003 г.

В ролях: Вики Чжао Вэй (Вэнь Чжу), Накаи Кичи (Лай Ци), Цзян Вэнь (Капитан Ли Цзай)

 

Очень красивый и, как всегда, трагичный фильм о чести, верности, любви, дружбе... О воине, который отказался убить...

На мой взгляд, только зря там живет буддийский артефакт - как-то он плохо сочетается с реалистичностью битв и пустыни Гоби (кстати, съемки как битв, так и пустыни откровенно напоминают Воина ;))

Дуэль/ The Duel/ Kuet chin chi gam ji din

Режиссер Эндрю Лау, 2000 г.

В ролях: Экин Чен, Энди Лау (Лю Дэ Хуа), Вики Чжао Вэй

 

Кроме любимой мной историческо-сказочной трагедии, этот фильм по совместительству является детективом и комедией. Действие происходит в и около императорского Дворца, позволяя зрителю видеть и коварно-изящные дворцовые интриги и дурачества юной принцессы. За основу сюжета взята легенда о дуэли двух непревзойденных воинов Поднебесной, состоявшаяся на крышах Запретного Города...

И хотя изобилие полетов и "битвы стихий" не кажутся мне достоинством, а характеры героев раскрыты, на мой взгляд, не достаточно глубоко, "Дуэль" произвела на меня большое впечатление. И не столько даже красотой, сколько образом одного из, кажется, "фоновых персонажей" - Императора, сумевшего в сложнейшей ситуации не просто повести себя достойно, но и вернуть достоинство своим подданным...

 

NB: Один из русских переводов по никому неизвестным причинам привносит в фильм несколько грубых шуток. Оставляя их появление на совести переводчика, скажу, что при всей моей нелюбви к подобным вещам и при том, что самой мне и в голову не пришло винить в пошлостях переводчика, даже они не смогли испортить фильм.

Король Обезьян

Режиссер: Питер Макдональд

В ролях: Томас Гобсон, Рассел Вонг, Лин Бэй, Рик Янг

Американский фильм о Китае - про современного американского парня, которому приходится попутешествовать по миру китайских духов, влюбиться в богиню и спасти человечество, естественно :)))

Японские фильмы

Японские исторические фильмы

Затоiчи/ Zatoichi

Режиссер: Такеши Китано, 2003 г.

В ролях: Такеши Китано (Затоичи), Иттоку Кисибе (Гинзо), Митиё Оокусё (O-Ume), Таданобу Асано (Хаттори), Така Гатаруканару (Шинкичи), Юи Нацукава (О-Шино, жена Хаттори)

Сложный и ироничный фильм Такеши Китано про слепого страика-воина, воюющего с бандитами-якудзе. Потрясающие бои, много страшно забавных сцен, но при этом есть и трагизм и философия.. И скрытая насмешка над Америкой с ее боевиками, с ее видением мира и Японии...

Zatoichi.Ru

Семь самураев/ Seven Samurai/ Shichinin no samurai

 

Режиссер Куросава, 1954г., ч/б.

В ролях: Тосиро Мифунэ (Кикутиё)

 

Прародитель "Великолепной семерки".

Крестьяне, видя, что зреющий урожай соберут не они, а бандиты, решаются нанять бедняков-самураев, которые за одну лишь еду, согласятся защитить их. Случай помогает им уговорить опытного самурая, который собирает маленький отряд и умело организует оборону, привлеча к делу и самих крестьян. Фильм интересно раскрывает перед нами совершенно разные характеры героев, показывает непростые отношения между самураями и крестьянами... Фильм о битвах, о мужестве и чести, о мужской дружбе и о горестях неравной любви...

Телохранитель/ The Bodyguard/ Yojimbo

Режиссер Куросава, 1961г., ч/б.

В ролях: Тосиро Мифунэ, Тацуя Накадаи (Уносуке)

 

Второй родоночальник вестерна :)) Редкий фильм с - можно сказать - хорошим концом :) - злодеи наказаны и герои живы :)

Фильм о самурае, зашедшем в деревню, где идут разборки двух банд якудза и сумевшем разобраться с обоими.

Ран (Смута)/ Ran (Chaos)

 

Режиссер: Акира Куросава, 1985 г, цв.

В ролях: Тацуя Накадаи (Хидетора Итимондзи), Мансай Номура (Цурумару)

Фильм заставляет вспомнить Шекспира. Король Лир в Японии....

Сумеречный самурай/ The Twilight Samurai/ Tasogare Seibei

Режиссер: Ёдзи Ямада, 2002 г.

В ролях: Мин Танака (Дзэнэмон Ёго), Хироюки Санада (Сэйбэй Игути), Кейко Киси, Рен Осуги (Kouda Toyotarou), Нэндзи Кобаяси (Hisasaka Choubei), Рии Миядзава (Томое), Мики Ито (Каяна Игути)

Замечательный фильм о бедняке-самурае Сэйбэе Игути, пытающемся прокормить двух дочерей и престарелую мать. Прекрасном бойце, скрывающем свое искусство. Человеке, считающем, что внешнее не должно подменять собой жизнь. Человеке, старающемся остаться в тени, но чья судьба распоряжается иначе....

Последний меч самурая/ When the Last Sword Is Drawn/ Mibu gishi den

 

Режиссер: Ёдзиро Такита, 2003 г.

В ролях: Накатани Мики, Накаи Кичи (Каниширо Ёсимура), Юи Нацукава, Кёити Сато (Хадзиме Сайто)

 

Трагический фильм о другом самурае-бедняке, покинувшем клан, чтобы заработать в столице деньги на жизнь жене и детям и до самой смерти вынужденном переносить презрение других самураев, как предатель, деревенщина и сребролюбец. В то время как сердце его горит любовью к родине и семье, а воинскую честь он ценит по более прочих...

Фильм основан на одноименном бестселлере Дзиро Асады.

Замок Совы/The Owl's Castle

Режиссер: Masahiro Shinoda; 1999г.

Актеры: Riona Hazuki, Takaya Kamikawa, Kiichi Nakai, Zinya Nezu, Mayu Tsuruta, Satoru Yamamoto

 

Фильм, повествующий о судьбе остатков вырезанного клана ниндзей; о жестокости мира, равняющего в своей беспомощности перед ним и могучих воинов и великого правителя - какую бы судьбу они не избирали... Но доказав, что кругом лишь коварство и злоба, что все на свете непрочно и непостоянно, судьба неожиданно сдается перед честностью и простотою главного героя и позволяет ему наконец обрести покой и счастье...

Хм... Вот так, подсев на азиатское кино, вдруг начинаешь как в детстве ценить счастливые концы :))

Однако сам фильм мне все же показался излишне затянутым...

Последний самурай

Неожиданно удачный американский фильм, в котором главным героем является Старая Япония. Фильм, без всякого почтения относящийся к родной Америке, сумевший обойтись без единого поцелуя и заканчивающийся очень относительным хэппи эндом. По-моему его стоит посмотреть уже за одно это :)) А он к тому же еще и красив и замечательно (и, говорят, даже довольно правдоподобно :)) показывает Японию.

Не скажу, что главным героем, но героем, ведущим нас по фильму, является спивающийся американский отставной военный (Том Круз), мучаемый кошмарами после расстрелов мирных индейских поселений. Ему предлагают прекрасно оплачиваемую работу в Японии - обучать военному искусству новобранцев, а при случае усмирить поднявших мятеж самураев. Американец соглашается и вскоре сталкивается с самураями и попадает к ним в плен. Оставленный в живых он с изумлением наблюдает раскрывающуюся перед ним древнюю культуру и в конце концов присоединяется к восстанию, пытаясь помочь самураем всем, что знает сам. Но вооруженные луками и мечами воины обречены на гибель и сцена, когда оставшиеся в живых скачут навстречу расстреливающему их пулемету, как ни какая другая показывает, что понятия "цивилизация" и "варварство" вовсе не обязательно располагаются именно так, как нам обычно внушается...

Японские сказочные фильмы

Колдун/The Yin-Yang Master/ Onmyoji

 

Режиссер: Ёдзиро Такитэ, 2001 г.

В ролях: Хидеаки Ито (Минамото Хиромаки), Хироюки Санада (Досон), Мансай Номура (Сеймэй), Ерика Имае, Киёка Коедзуме, Китоке Киширо

Очень необычный и красивый фильм, полный тонкого юмора и японских призраков.

Действие происходит тысячу лет назад и повествует о двух придворных предсказателях, один из которых мечтает погрузить столицу во мрак и погубить весь род царствующего императора. Фильм не раскрывает, что так озлобило Досона, зато прекрасно показывает, как он использует зависть, обиду и злость других людей, разжигая их чувства и пытаясь превратить в демонов. "Сердце способно сделать из человека демона или святого" - так поясняет происходящее своему другу второй прорицатель и главный герой фильма Сэймэй. Вообще в речи Сэймэя стоит вслушаться внимательно - они полны парадоксов и отнюдь не магической мудрости...

 

 

 

В 2003 году вышел фильм-продолжение Колдун-2. Веб-мастерами разыскивается :)

Пришелец из будущего/Returner/ Ritaanaa

2002 г.

В ролях: Такеши Канеширо (Миямото), Горо Киситани (Мидзогути), Энн Судзуки (Милли)

 

Уж, кажется, настолько затасканные темы - уничтожающие землю страшные пришельцы и человек, решивший вернуться в прошлое (для нас - настоящее), чтобы уничтожить проблему в ее зародыше. Ан, нет, сумели японцы сделать из этой смеси такой фильм, который смотрится на одном дыхании! Здесь подкупает все: и красота съемок, и прекрасная игра актеров, и детективный сюжет, и печаль, и шутки, и неожиданный конец :)) Так что даже маленькие неувязки (вроде взорванной на ходу машины, которая, взлетев в воздух, на зло инерции падает на то место откуда взлетела :)) при всей моей нелюбви к ним, совершенно не раздражали :)

Анимэ Хаяо Миядзаки

Все-таки я наконец решилась написать здесь и о полюбившихся мне мультфильмах японского режиссера Миядзаки :)

 

Большинство японских мультфильмов-анимэ, попадающих в Россию настолько низкого качества, что зачастую люди начинают с презрением относится к самому этому жанру. И напрасно. Ведь в Японии существуют по-настоящему красивые анимэ с достойным сюжетом. А непревзойденным мастером подобных мультфильмов бесспорно является Хаяо Миядзаки.

 

Начать с того, что его красивейшие полнометражные мультипликационные фильмы прорисованы так тщательно, как до него никто мультфильмы не прорисовывал - многие детали сложно заметить, даже когда ты уже знаешь о них. И ничуть не менее красиво и тщательно у Миядзаки поработаны характеры и сюжеты. Все его персонажи – живые, все – со своими страхами и печалями, с сердцем, до которого всегда есть шанс достучаться. Главные герои Миядзаки – обыкновенные люди (дети или подростки). Силы, которые они используют – не магические таланты, но доступные любому из нас доброта, верность, стойкость, победа над страхом… Окружающие героев духи – не ангелы и демоны, но некие дивы – существа странного вида, со странными способностями, но внутренне они полностью подобны нам. От того здесь нет по-настоящему злых персонажей... «Ты похожа на испуганную белку» – говорит юная принцесса Наусика грозной воительнице, наведшей на нее пистолет. «Бабушка!», - кричит в конце мультфильма девочка Тихиро злой колдунье. В этих словах – вся философия Миядзаке. В каждом из нас, в самом страшном и неумолимом, жив тот ребенок, которым он был когда-то. От нас зависит – разглядеть это дитя под выросшей за годы защитной броней и постучаться к нему. От него – поверить и откликнуться на наш зов...

Жизнь, судьба также не являются для Миядзаки слепыми и беспощадными. Да, в них есть место испытаниям, горю, смерти. Даже в самом беспечном из его мультфильмов «Мой сосед Тотора», девочки-героини страдают из-за болезни матери. Героям остальных историй предстоит пройти нелегкие и часто страшные испытания. Причем беды часто происходят не по их вине. Так Аситака, мальчик из «Принцессы Мононоке», защитивший родное селение от оборотня, получает смертельное проклятье и должен скитаться по чужой земле, терпя боль и ожидая скорую смерть, от которой ему, кажется, нет избавления... Но вскоре начинаешь чувствовать, что судьба не остается безучастной к подвигу и стойкости в добре. Если герой находит в себе силы не сосредотачиваться на себе, он таинственным образом попадает в тон законам мироздания и его жизнь становится не напрасной...

Это ощущение навело меня на мысль, что в мир Миядзаке похож на миры многих древних сказок и легенд, где Творец хоть и не назван (и, возможно, не знаем), но Ему, Его Промыслу, в них явственно есть место. Они легко и естественно наполняются духом Нового Завета. Как наполняется им культура крестившегося народа... Но для сегодняшних, часто неоязыческих, сказок и фэнтази такое отношение с христианством – редкость. Их миры обычно пропитаны законами и сущностями сознательно противопоставляемыми христианству. Так что в наше время, когда даже детские фильмы наполнены насилием, жаждой наживы, флиртом и оккультизмом, когда они призывают быть взрослым, восхищаться "игрушками взрослых", верить в то, что побеждает сильнейший и хитрейший; особенно радуют такие светлые и добрые сказки, как анимэ Миядзаки, без малейшего намека на нравоучительность напоминающие зрителям о таких вещах, как честность, милосердие, доверие, борьба с ленью и трусостью...

Об этих сказках можно, кажется, говорить бесконечно – находя в них все новые и новые слои – как всякое гениальное произведение они никогда не уложатся в простую статью…

«Принцесса Мононоке» / «Волчья принцесса» 1997 г.

 

Мультфильм наиболее близкий к тематике нашего сайта: действие происходит в стародавние времена, люди сражаются... Сражаются насмерть друг с другом и с таинственными обитателями Леса...

Главный герой мультфильма, мальчик Аситака, помня завет своей бабушки, смотреть на все ясным взором, находит в себе силы разглядеть, что хозяйка деревни, в которую он попадает, не только виновата в превращение огромного вепря в оборотня, напавшего на родную деревню Аситаки и наславшего смертельное проклятье на самого мальчика, но она же выкупает и освобождает рабынь, заботится о прокаженных, не боясь и не гнушаясь промывать их язвы... Понимает Аситака и Лес, боль и ярость его обитателей. Он отказывается принимать чью-либо сторону в бессмысленной войне и помогает и людям, и Лесному духу, и девочке, воспитанной волками... Он видит, как растет поразившее его проклятье, но находит в себе силы перед лицом близящейся смерти не озлобиться, не впасть в уныние, но продолжать жить и нести жизнь другим...

«Смотрите, так выглядит ненависть», - говорит Аситака, показывая пораженную проклятием руку. Что же это за проклятие? В наславшего его оборотня превратился вепрь, одуревший от ярости и боли, и не решившийся пойти к духу Леса, встреча с которым может дать исцеление, а может – мирную смерть. Оставленное оборотнем пятно увеличивается каждый раз, когда Аситака поддается гневу; оно дает мальчику огромные силы, а пораженная рука пытается действовать даже помимо воли Аситаки…. Действительно очень яркий и устрашающий образ страсти. Страсти, до конца не исцеляемой ничем кроме Чуда, которое все-таки происходит в самом конце фильма.

«Унесенные призраками» / « Сэн и Тихиро, унесенные духами» 2001 г.
Унесенные призраками

Наиболее прославленное за пределами Японии анимэ, в 2003 году получившее «Оскара» в номинации «Лучший анимационный фильм».

Этот красивейший мультфильм рассказывает историю про маленькую балованную капризулю по имени Тихиро, чьи родители, привыкшие к обыденной жизни города, где все покупается и продается, не обратили внимания на предостережения сказочного мира, куда они ненароком забрели, и превратились в свиней. Выброшенная в жизнь Тихиро неожиданно понимает, как она любит родителей. Ей приходится вспомнить о вежливости, терпении, необходимости трудиться. Приходится перебороть свой страх и общаться со странными существами, в чьем мире она оказалась. Привыкшая жалеть себя и придираться к окружающим, девочка потихоньку понимает, что она всего лишь маленькая неумеха, и начинает замечать и ценить помощь других. Тихиро начинает слушать свое сердечко и незаметно превращается в добрую, отважную девочку. Она не побоится не только встретиться со страшным безликим оборотнем, но и, распознав в нем жалкое и одинокое создание, почти лишенное собственного «я» и наполняемого тем, с чем столкнется в других – а до сих пор это были алчность и злоба – Тихиро решается на поступок, который, как мне кажется, возможен только при полном доверии Божьему Промыслу (он же – Закон Сказки). Тихиро подарили волшебный пирожок, которым она надеется расколдовать родителей. И девочка не пробегает мимо страдающего существа, вцепившись в кажущуюся единственной возможность, но решительно отдает пирожок Безликому, веря, что найдется другой способ спасти родителей. И вера ее не остается напрасной – она спасает не только себя и родителей, но и своего нового друга-дракона...

«Унесенные призраками» прекрасно показывает наши пороки и ошибки – наше отношение к природе (из-за которого прекрасного духа рек принимают за духа помоек), готовность от кажущейся безысходности податься в ученики к колдунье, эгоизм в отношениях между детьми и родителями... Более того, мультфильм показывает путь к изменению, к разрыванию этих порочных кругов. Он вселяет веру в то, что добрый и сильный сердцем не останется забытым и потому нужно делать то, что ты должен, каким бы невозможным и безнадежным это ни казалось.

Бродячий Замок Хаула, 2004 г.

Мультфильм снят по книге британской писательницы Дианы Уинн Джонс.

 

Это таинственная сказка про девушку-шляпницу, превращенную злой ведьмой в старуху, про прекрасного юношу-волшебника, заключившего договор с демоном; про то, что забывающие о себе любовь и доброта сильнее самого злого колдовства, а их кажущиеся безумства действеннее решений принятых холодным разумом...

 

NB: В 2004 году в российском видеопрокате появилось анимэ «Как облако, как ветер» Хисаюки Ториуми, снятый на студии «Пьеро» в 1990 году. Пиратская обложка к фильму утверждает, что перед нами работа Миядзаки 2004 года! Ошибка, возможно, обусловлена тем, что автором сценария является Акира Миядзаки – однофамилец Хаяо. Сам же «Бродячий замок» недавно тоже появился на наших двд (опередив японцев ;)). Качество этой версии не самое лучшее, но вполне приемлемое.

«Порко Россо» / «Алая свинья» 1992 г.

Это анимэ снято манге (японский "роман в картинках") Миядзаки о свинье-пилоте. Манга была легкой и комедийной, таким же предполагалось сделать и анимэ. Но начавшаяся война на Балканах, превратила Порко Россо в странный, по взрослому серьезный фильм. В нем рассказывается о пилотах гидросамолетов, летающих над Адриатикой. Отгремела война, и век пилотов-героев прошел. Самые лучшие погибли, оставшиеся или подались в воздушные пираты или пошли служить в подчиненные итальянским фашистам ВВС. И только бесстрашный свин Порко Россо, продолжает летать сам для себя, зарабатывая на жизнь войной с пиратами…

«Ведьмина почта» 1989 г.

Этот мультфильм – экранизация одноименной повести Э.Кадоно. Сам Хаяо им недоволен, так как рассчитывал, что его создаст «молодежь», воспитанная им на собственной студии. Но после того, как Миядзаки раскритиковал предложенный сценарий, молодой режиссер испугался и отказался работать над проектом, так что все пришлось делать Миядзаки.

Сюжет «Ведьминой почты», рассказывающий о приключениях девочки, зарабатывающей на жизнь тем, что, летая на метле, она развозит по городу различные посылки, действительно довольно простенький, но, тем не менее, это анимэ не лишено присущей всем вещам Хаяо доброты и очарования…

«Мой сосед Тотора» 1988 г.

Это редчайший на сегодняшний день мультфильм, в котором нет места страшным событиям.

Он рассказывает о двух сестричках, переехавших с отцом в деревенский дом и теперь исследующих его и окрестности. На сей раз мы видим на редкость дружную и веселую семью, и жизнь бойких и любопытных малышек омрачает только болезнь мамы, да показывающий им язык соседский мальчишка. А вскоре у девочек появляются новые друзья – не менее дружная семейка японских… муми-троллей! Частицу «муми» добавила я – чтобы дать какое-то представление о внешности этих славных и пушистых хранителях леса, а вот английским словом «тролль» их называет Миядзаки. Но переделанный на японский лад (а в японском нет буквы «л» и не бывает идущих подряд согласных) «тролль» превратился в «тотору».

Сами японцы считают, что из всех фильмов "Тотора" уступает только прославленным «Семи самураям» Акиро Куросавы (см. выше).

«Летающий замок Лапута» 1986 г.

История о дружбе двух детей-сирот – мальчика Пазу, работающего на шахте, и девочки Ситэ, получившей от погибших родителей волшебный камень из летающего замка, за которым охотятся пираты, летающие на дирижабле с паровым двигателем под предводительством рыжей бесстрашной тетушки-пиратки; военные и коварный злодей, в чьих жилах течет кровь правителей Лапуты, чуть было не погубивший всю компанию и не спаливший мир…

«Наусика из долины Ветров» 1984 г.

Было забавно обнаружить, что многие образы и сюжетные ходы этого анимэ заимствованы авторами фильма «Матрица». При этом и сюжет и настрой этих фильмов совершенно разный.

В «Наусика» особенно остро звучит тема природы, уничтожая которую человечество, часто из лучших побуждений, рубит сук, на котором сидит.

«Наусика» рассказывает о мире, где тысячу лет назад произошла страшная война, уничтожившая почти все живое, а оставшиеся земли поглощаются Мертвыми Лесами, наполненными ядом и жуткими насекомыми. Люди живут в разделенных Лесом долинах и воюют друг с другом. Но вот в Долине Ветров рождается принцесса Наусика, обладающая чудесным даром – понимать людей и природу...

 

«Наусика» первая совершенно самостоятельное анимэ Миядзаки. В свое время она буквально потрясла Японию и превратила Миядзаки в классика жанра. Как и Порко Россо, Наусика снята Миядзаки по собственной манге. Манга «Наусика из Долины ветров» начала издаваться в 1982 году и процесс ее создания экранизацией не закончилось - Миядзаки рисовал эту мангу до 1994, так что она превратилась в многотомное произведение (разыскиваемое веб-мастерами ;)) ...

«Принц Севера» / «Солнечный принц» 1965 г.

Это тоже анимэ созданное при участие Миядзаки, и его нередко предлагают в киосках. Но нужно иметь ввиду, что мультфильм этот – 1969 года и он далеко не так красив и совершенно не так прорисован, как даже «Наусика» и «Замок Лапута», не говоря уже о последних шедеврах Миядзаки вроде «Тоторо» и «Унесенных призраками». Да и колорит там не японский, а именно северный. В принципе нельзя сказать, что мультфильм плохой - это достойная сказка о злом северном чародее и победившем его смелом и добром мальчике - но у меня так он лег мертвым грузом...


Корейское кино


Мы старались без нужды не дублировать материалы уже находящиеся в рунете, так что большая часть ссылок ведут на другие сайты.